La patria es ara y no pedestal
На днях, 21-го вечером, была у меня стрелка в Российской национальной библиотеке. Чтобы скоротать время, взял что-нибудь почитать из раздела "Языкознание". Это оказалась книга группы авторов (Арутюнова и др. Человеческий фактор в языке: коммуникация, ... М., 1992). Чтобы не пропал конспектик, который я сделал из этой книги у себя на листках в органайзере, выложу его сюда; тем более, что он кажется мне общественно интересным.
Из главы "Диалогическая модальность и явление цитации", подглава "Жанры общения" (с. 52 и далее)
Все диалоги можно условно поделить на 5 классов, которые и перечислены с некоторыми дополнительными комментариями в этом конспекте. У диалогов разных типов разные цели, стратегии, критерии успешности и т. д.
1. Информативный диалог (make-know discource).
В чистом виде: один задаёт вопросы, другой отвечает (совершая при этом больше работы, чем инициатор диалога, по вербализации своих знаний и т. д.). Диалог такого типа вырождается, если информация ищется всуе или не может быть проверена на достоверность. Пример вырожденного диалога — мужики в экипаже Чичикова:
— Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет ли то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
— Доедет.
— А в Казань-то, я думаю, не доедет?
— В Kазань не доедет...
2. Прескриптивный диалог (make-do d.).
Один приказывает/просит сделать нечто, другой делает/отказывается. Вероятность отказа развивает тактику воздействия на адресата, в частности систему угроз и наказаний. Деперсонификация адресата ведёт к развитию норм и запретов, т. е. к созданию кодексов — заповедей, уставов и т. д.
3. Обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (make-believe d.).
Для диалога этого класса характерна пресуппозиция компетентности собеседников. Вырождение наступает в споре о том, чего нельзя доказать, либо в споре о словах.
4. Диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений (interpersonal relations d.).
Имеет разные формы в спектре между унисоном и диссонансом. Унисон — искренние признания и комплименты, диссонанс — ссоры и выяснение отношений. Вырожденная форма — читать дальше
5. Праздно-речевые диалоги (fatic d.):
5a. эмоциональный.
Даёт выход эмоциональным перегрузкам. Жалобы и сочувствие, опасения и страхи, хвастовство и восхищение. Диалогами такого типа, и в меньшей степени типа 5в, полнится, напр., сервер diary.ru.
5б. артистический.
читать дальше
5в. интеллектуальный.
Разговоры о текущих делах и политике, прогнозы на будущее и оценка прошлого. "Он бесцелен, но дидактичен", — пишут о праздном интеллектуальном диалоге авторы книги "Человеческий фактор в языке".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Там же, только на страницах 40-52, я начитался многого интересного о ксенопоказателях: знаках чужого голоса де, дескать и мол. читать дальше
Из главы "Диалогическая модальность и явление цитации", подглава "Жанры общения" (с. 52 и далее)
Все диалоги можно условно поделить на 5 классов, которые и перечислены с некоторыми дополнительными комментариями в этом конспекте. У диалогов разных типов разные цели, стратегии, критерии успешности и т. д.
1. Информативный диалог (make-know discource).
В чистом виде: один задаёт вопросы, другой отвечает (совершая при этом больше работы, чем инициатор диалога, по вербализации своих знаний и т. д.). Диалог такого типа вырождается, если информация ищется всуе или не может быть проверена на достоверность. Пример вырожденного диалога — мужики в экипаже Чичикова:
— Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет ли то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
— Доедет.
— А в Казань-то, я думаю, не доедет?
— В Kазань не доедет...
2. Прескриптивный диалог (make-do d.).
Один приказывает/просит сделать нечто, другой делает/отказывается. Вероятность отказа развивает тактику воздействия на адресата, в частности систему угроз и наказаний. Деперсонификация адресата ведёт к развитию норм и запретов, т. е. к созданию кодексов — заповедей, уставов и т. д.
3. Обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (make-believe d.).
Для диалога этого класса характерна пресуппозиция компетентности собеседников. Вырождение наступает в споре о том, чего нельзя доказать, либо в споре о словах.
4. Диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений (interpersonal relations d.).
Имеет разные формы в спектре между унисоном и диссонансом. Унисон — искренние признания и комплименты, диссонанс — ссоры и выяснение отношений. Вырожденная форма — читать дальше
5. Праздно-речевые диалоги (fatic d.):
5a. эмоциональный.
Даёт выход эмоциональным перегрузкам. Жалобы и сочувствие, опасения и страхи, хвастовство и восхищение. Диалогами такого типа, и в меньшей степени типа 5в, полнится, напр., сервер diary.ru.
5б. артистический.
читать дальше
5в. интеллектуальный.
Разговоры о текущих делах и политике, прогнозы на будущее и оценка прошлого. "Он бесцелен, но дидактичен", — пишут о праздном интеллектуальном диалоге авторы книги "Человеческий фактор в языке".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Там же, только на страницах 40-52, я начитался многого интересного о ксенопоказателях: знаках чужого голоса де, дескать и мол. читать дальше
Там тоже хорошая классификация диалогов. Как-нибудь дам выжимку.